Попадание в Реестр недобросовестных поставщиков для участника торгов можно назвать самым худшим из возможных результатов участия в госзаказе ввиду сразу нескольких негативных последствий. Однако если включение поставщика в РНП было незаконным, то возможна компенсация понесенного экономического ущерба. Как это возможно?
Поставщик имеет право оспорить свое включение в РНП и компенсировать убытки при помощи суда. При этом такими убытками могут признать прибыль, потерянную организацией ввиду того, что её заявка отклонили в рамках участия в другом тендере. Также понесенными убытками являются деньги, которые потерял поставщик из-за расторжения контрактов с постоянными контрагентами.
При этом ответчиком по иску может быть либо заказчик, либо отделение ФАС, в зависимости от того, чьи именно действия привели к записи в РНП и повлекли убытки.
Заказчик обязан передать сведения в РНП на основании частей 4–6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ. Поэтому его нельзя обвинить в распространении порочащих сведений в смысле статьи 152 ГК РФ (об этом гласит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 № 17АП-9283/2015-ГК по делу № А60-9669/2015).
Если ответчик — антимонопольный орган, то у поставщика больше шансов взыскать убытки, поскольку именно он вносит запись в реестр.
Поставщику необходимо доказать четыре факта.
- Сведения о поставщике попали в РНП неправомерно. Например, победитель не подписал контракт по вине заказчика.
- Запись в РНП причинила вред. Чтобы доказать этот факт, можно представить суду документы о том, что из-за сведений в реестре другие заказчики отклонили заявку на участие в закупках или контрагенты расторгли договоры.
- Антимонопольный орган действовал противоправно. Здесь нужно доказать, что контролеры нарушили порядок, по которому нужно включать в реестр. Например, не запросили документы, которые обязаны были запросить, не проверили основания включения в РНП. Второй вариант — антимонопольный орган не исполнил решение суда и нарушил срок исключения сведений из реестра.
- Есть причинная связь между действиями ФАС (или заказчика) и последствиями. Например, нужно доказать, что потенциальные или действительные партнеры отказались сотрудничать именно из-за сведений в реестре. Для этого можно сослаться на преддоговорную переписку с контрагентами. Однако истец вправе претендовать на компенсацию только в том случае, если докажет, что отказ от сотрудничества или расторжение контракта привели к материальным потерям.
В
рамках реализации указанного соглашения Администрация координировала действия
муниципальных предприятий по закупке твердого топлива (угля) посредством
заключения договоров в обход конкурентных процедур.Результатом
указанного соглашения явилось заключение договоров с единственным поставщиком
на сумму свыше 27 млн.
рублей.Кроме
того, установлено, что Администрацией в нарушении порядка из средств районного
бюджета в рамках вышеуказанного соглашения одному из участников соглашения
предоставлена субсидия на компенсацию убытков в размере 45 млн. рублей, что
позволило расходовать бюджетные средства ненадлежащему лицу.Реализация
антиконкурентного соглашения прекращена сторонами в ходе проверки
а. ...
Постановлением*
расширен перечень случаев, в которых антимонопольный орган может согласовать
изменение условий концессионного соглашения.
Так, это станет возможным при
увеличении объема финансирования на объект концессионного соглашения из-за
увеличения цен на строительные ресурсы. Мера позволит поддержать
концессионеров, реализующих проекты регионального и муниципального уровня, и
снизить риски срыва исполнения концессионных соглашений.Изменения
будут способствовать реализации плана первоочередных действий по обеспечению
развития экономики страны в текущих условиях.Документ
вступит в силу 2 июля.Справка:
*Постановление
Правительства Российской Федерации от 23 июня 2022 года №1126 «. ...