8(495)3746-752
8(800)5000-752

Бесплатный звонок по России

Ваш город:

Комментарии к закону

Революция, о которой так долго говорили бюджетники, свершилась. Принят Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Что нового внесет он в систему госзакупок? Представляем краткий обзор положений документа.
 
Закон N 44-ФЗ разработан во исполнение Поручения Президента РФ от 28.03.2011 N Пр-772 о необходимости разработки и внесения пакета законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, а также утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой. Комплекс проблем в российском госзаказе стало невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство РФ, поэтому возник вопрос о разработке принципиально нового закона.
 
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных данным законом. Порядок госзакупок, прописанный в Законе N 94-ФЗ*(1), заменен федеральной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система). Контрактная система - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
 
В число участников контрактной системы в сфере закупок входят: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок (ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
 
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о КС) призван полностью заменить Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Закон о КС по сравнению с Законом N 94-ФЗ уточнил предмет регулирования законодательства в сфере государственных закупок. Теперь в него вошли планирование государственных закупок, мониторинг этих закупок, аудит в указанной сфере и контроль в сфере закупок.

Более традиционный предмет регулирования - заключение гражданско-правовых договоров, направленных на удовлетворение государственных или муниципальных нужд, в Законе о КС уточнен внешне не существенно, но значимо, поскольку оно разрешает проблему применения законодательства о госзакупках к заключению договоров на приобретение недвижимости и аренды имущества.

В настоящее время судебная практика решает вопросы применения Закона N 94-ФЗ к договору купли-продажи недвижимости и к договору аренды движимого и недвижимого имущества следующим образом:
  • Закон N 94-ФЗ не применялся к договору купли-продажи недвижимости, в котором публично-правовое образование выступает на стороне покупателя*(1);
  • Закон N 94-ФЗ применялся к договору аренды движимого имущества при соблюдении таких условий: контракт заключается в интересах специального субъекта (государственного или муниципального образования, бюджетного учреждения), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов*(2).
Закон о КС разрешил обозначенные выше проблемы положительно. Подпунктом 3 п. 1 ст. 1 Закона о КС установлено, что данный Закон регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого среди прочего является оказание услуги, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества. 
6LdnZyEUAAAAAAEAygLisfj4V9aJQsIaIkql2CpK