Закупки малого объема – так называются закупки на малые суммы до ста, или четырехсот тысяч рублей. Они позволяют заключить контракт с поставщиком без проведения конкурса, определив исполнителя самостоятельно. Они проводятся для оперативного разрешения потребности в небольшом объеме товаров, работ или услуг – в таких условиях организация полноценной конкурентной процедуры для выбора поставщика неэффективна.
Правовые основания для проведения закупки до 100 тыс. рублей
Нормы, согласно которым заказчик может проводить закупки такого объема, также содержатся в Федеральном законе “О госзакупках” № 44-ФЗ. Чтобы снизить коррупционные риски (использование так называемого “дробления лотов”) в законе оговорен ряд ограничений, не дающий использовать этот вид закупок слишком часто. Годовой объем таких закупок имеет свой допустимый предел. Он определяется в индивидуальном порядке самой компанией, и либо составляет не более 2 млн. рублей, либо не должен превышать 5% от общего годового объема закупок, но не более 50 млн. рублей. Как правило, если компания небольшая – то она выбирает первый вариант определения лимита, если же обороты велики – второй.
Эти ограничения не учитываются в рамках закупок для сельских поселений – ввиду того, что большинство закупок в подобной местности имеет малый объем. Также лимит годового объема закупок до 100 тысяч рублей рассчитывается в индивидуальном порядке для федеральных органов исполнительной власти.
Организация закупок объемом до 400 тыс. рублей
Перечень видов муниципальных и государственных организаций, которые имеют законное право проводить неконкурентные закупки подобного объема:
Для них также установлены некоторые ограничения: организация вправе осуществить за год объем закупок, не превышающий половины общего объема закупок в год и не превышающий двадцать миллионов рублей.
При расчете совокупного объема за год учитываются и контракты, заключенные в прошлом году – но оплата за которые начислена в этот период.
Ни закупка до 100, ни до 400 тысяч рублей не нуждается в обеспечении контракта, а также составлении и обосновании его цены.
Правом, но не обязанностью заказчика является размещение информации о подобной закупке на сайте ЕИС. При этом заказчик обязан вести журнал регистрации контрактов и хранить всю документацию. В конце финансового года она ему понадобится для составления отчетов, в т.ч. и в ЕИС.
В силу того, что у этого вида закупки есть очевидные преимущества для заказчика, им пользуются очень часто, поэтому есть опасность превышения лимитов на использование закупки данного вида. Поэтому в административном кодексе РФ на такой случай предусматривается административное наказание для нерадивого заказчика – согласно ч. 1 ст. 7.29 размер штрафа начинается от 30 тыс. рублей. Если же предприниматель столкнулся с ситуацией немотивированного “дробления лотов”, которые затем отдаются “своему” поставщику в рамках коррупционной схемы, то он имеет право подать жалобу в ФАС на действия заказчика.
Заказчик
пояснил, что это необязательно.
По Закону N 44-ФЗ нужно указывать лишь срок
возврата суммы для обеспечения исполнения контракта. Обеспечение гарантийных
обязательств он вернет в разумный срок после истечения гарантийного срока на
работы.Контролеры
признали жалобу необоснованной.Напомним,
срок возврата обеспечения гарантийных обязательств в Законе N 44-ФЗ не
установлен. Антимонопольные органы считают, что действовать надо по аналогии с
правилами возврата обеспечения основного обязательства: не позднее 30 дней с
даты исполнения гарантийных обязательств, а при закупках у СМП и СОНКО - не
позднее 15 дней с даты их исполнения (например, решение Нижегородского УФАС,
решение Ханты-Мансий.
...
МОСКВА,
15 января.
/ТАСС/. Генеральная прокуратура РФ усилит надзор за законностью в
сфере государственных закупок. Об этом журналистам сообщили в пятницу в
пресс-службе Генпрокуратуры."Генеральным
прокурором Игорем Красновым 14 января издан приказ "Об организации
прокурорского надзора в сфере закупок".
Приоритетными определены вопросы
законности и обоснованности закупок, их открытости, целевого расходования
бюджетных средств, противодействия коррупции, соблюдения конкурентных
механизмов и порядка ценообразования, исполнения контрактных
обязательств", - отметили в надзорном ведомстве. Реализация приказа
обеспечит формирование единообразной правоприменительной практики, а также
применение в. ...