Подавляющему большинству компаний приходится решать непростую задачу: реализовывать свою продукцию (товары, услуги, работы) по предоплате или на условиях отсрочки платежа. В первом случае существует опасность отпугнуть потенциального покупателя, а второй способ реализации приводит к исключению из оборота значительных средств, что очень невыгодно компании-поставщику. Выход из затруднительного положения поставщик находит, как правило, в виде краткосрочного кредита или факторинга.
При факторинге с регрессом финансовый агент имеет право требовать с кредитора сумму, которую не получилось истребовать у должника. То есть если должник не выполняет свои обязательства по оплате, то ответственность, вне зависимости от причины, ложится на кредитора.
Например, продавец уступил финансовому агенту право требовать с покупателя 500 000 Р. Но покупатель заплатил агенту только 400 000 Р. При факторинге с правом регресса агент может требовать с продавца не выплаченные покупателем 100 000 Р.
Стоимость факторинга с регрессом ниже, чем факторинга без регресса, ведь при регрессе риск неплатежа несет кредитор, а не фактор.
Такой вид факторинга подходит для кредиторов, которые работают с надежными и проверенными должниками.
При факторинге без права регресса риск неоплаты полностью переходит на фактора. То есть финансовый агент не может потребовать у кредитора компенсировать долг, если должник его не оплатит.
Если в самом договоре не указано иное, то предполагается, что стороны выбрали факторинг без регресса.
Обычно факторинг без регресса стоит дороже: подразумевается меньший объем финансирования и более тщательный анализ покупаемой задолженности.
При реверсивном факторинге договор с фактором заключает потенциальный должник, например покупатель. Тот факт, что у него есть договор факторинга, может помочь договориться с кредитором об отсрочке оплаты. В этой ситуации услуги фактора оплачивает должник.
Такой вид факторинга часто применяется при поставках товаров. Чаще всего финансовые агенты устанавливают лимит финансирования для каждого должника. Выплаты продавцу не могут превышать размер такого лимита.
Для участников внешнеэкономической деятельности в арсенале факторинговых продуктов существуют экспортный и импортный факторинг.
Если ваша компания поставляет товары зарубеж, а отсрочка платежа, получение валютной выручки и проведение расчетов являются проблемной зоной, экспортный факторинг может стать хорошим решением. Фактор авансирует поступление выручки от иностранного клиента, обеспечит соблюдение сроков оплаты и поддержку валютного контроля, а при подозрении, что ваш клиент не сможет расплатиться вовремя — заранее проинформирует вас о грядущих сложностях.
При импортном факторинге действует зеркальная схема, ваша компания получает отсрочку оплаты поставок из-за рубежа, а фактор в России гарантирует вашем поставщику своевременное и полное поступление выручки. При импортном факторинге финансирование вашей компании не выплачивается, а фактор в России часто взаимодействует со своим коллегой в стране поставщика.