Электронный аукцион, открытый конкурс, запрос котировок – всё это три вида форм отбора лучших компаний для поставки товара, предоставление услуг или исполнение работ. Победитель этого отбора получает возможность заключить контракт с государством.
Чтобы одержать победу на любом из типов тендеров, необходимо предложить наилучшие условия по исполнению контракта. В некоторых случаяю этого мало. Каких, читайте дальше.
Начнем с самого популярного вида торгов – это электронный аукцион. Согласно распоряжению Правительства РФ № 471-р, государственные и муниципальные заказчики обязаны проводить закупки почти всех товаров, работ и услуг именно этим способом.
Электронные аукционы проводятся на специальных порталах – федеральных площадках для электронных торгов. На данный момент их шесть: ”Сбербанк-АСТ”, “РТС-тендер”, “Единая электронная торговая площадка”, “Агентство по государственному заказу Республики Татарстан”, а также ЗАО “Московская межбанковская валютная биржа”, и “Российский аукционный дом”.
Все взаимодействие между заказчиком и поставщиком осуществляется через площадку. Проведение электронного аукциона регламентируется статьями 59-71 44-ФЗ.
Преимущества электронного аукциона перед другими видами торгов:
- Подобная форма торгов дешевле, это позволяет экономить бюджет;
- Это более открытый и прозрачный способ выяснить победителя;
- Менее подвержен коррупции;
- Более конкурентен, благодаря прозрачности;
- удобен для участников: зарегистрироваться и участвовать можно из любого региона;
- Современные методы защиты (такие, как обязательное использование Электронной Цифровой Подписи) делают его более безопасным.
В сумме это упрощает участие в госзакупках для малого и среднего бизнеса.
У вас есть минимум два способа узнать о проведении такого аукциона: заказчик публикует информацию о закупке не только на сайте ЕИС, но и на самой электронной площадке. Подробнее о том, как участвовать в электронном аукционе, читайте здесь.
Информация о проведении открытого конкурса, как и электронного аукциона, тоже публикуется на сайте госзакупок.На подачу заявок у участников есть не менее 20 дней. С этого момента начинаются отличия. Например, для участия в конкурсе не нужна ЭЦП и аккредитация на одной из площадок. Победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта, цена отнюдь не самый главный фактор. Поэтому участникам следует проявить к документации закупки максимальное внимание - именно понимание нужд заказчика и его требований к товару, услугах, работе, даст наибольший результат и приведет к победе в открытом конкурсе.
Чтобы принять участие, нужно подать заявку и все необходимые документы в бумажном виде, в запечатанных конвертах. Это важно – необходимо, чтобы никто не мог видеть содержимое заявки до начала конкурса.
Процедуру проведения торгов заменяет вскрытие конвертов и сравнение заявок с критериями оценки.
На выбор победителя отводится 20 дней со дня вскрытия конвертов. Такой срок отводится на внимательное изучение всех поданных заявок.
Запрос котировок – по праву считается самым простым способом закупок. По своим условиям – он больше всего подходит для приобретения госструктурами серийных товаров, работ и услуг. Причем сумма не может превышать полмиллиона – 500000 рублей. Как правило, это ежеквартальные закупки – поскольку существует временное ограничение на проведение таких тендеров.
Запрос котировок проводится в короткие сроки – всего неделя, а сами условия контрактов такого рода, как правило, несложные.
В котировочной заявке, которую подает участник торгов, содержится лишь предложение цены, основная информация о поставке и поставщике, и формальное согласие на участие. Как правило, многие представители малого бизнеса начинают свою работу в этой сфере именно с них. Интересный нюанс - именно в этом виде торгов сторона государства может не выставлять условием наличие банковской гарантии, которая обязательна в других случаях. Это также уменьшает цену участия в торгах.
Кроме того, Заказчик может пригласить к участию конкретные фирмы, что, в общем, запрещено в других видах торгов.
Здесь участники так же, как и в открытом конкурсе, подают заявки на участие в запечатанных конвертах. Критерий определения победителя лишь один – цена.
В этом и состоят основные различия между открытым конкурсом, электронным аукционом, и запросом котировок.