Цифровая подпись – это установленный законом способ подтвердить подлинность любого официального документа. Такая подпись позволяет защитить его от подделки или изменения, и точно определить, кому он принадлежит, необходимый компонент электронного документооборота. Если вы начинаете свой путь в госзаказе, электронная подпись вам понадобится для участия в торгах – чтобы вы могли поставлять государству товары или оказывать услуги.
Подписи бывают трех видов – простая подпись, усиленная неквалифицированная, и усиленная квалифицированная. И первый, и второй вид – это аналог подписи документа вручную, а третья – подписи и печати. Вам понадобится третий вид, усиленная квалифицированная подпись.
Сначала надо выбрать удостоверяющий центр. Именно они оформляют электронные подписи для участия в торгах. Один из способов – это зайти на сайт Электронной торговой площадки, на которой вы намерены участвовать в конкурсах. Именно здесь можно уточнить, какая именно подпись вам нужна, и определиться, в какой удостоверяющий центр стоит обратиться. Важно, чтобы он имел аккредитацию. Еще один способ – обратиться к брокеру. Он хорош тем, что всю работу по подбору наиболее выгодного варианта вы поручаете специалисту, при этом для вас это может ничего не стоить – поскольку посредник получит деньги не с вас, а с удостоверяющего центра. Как правильно выбрать брокера, читайте здесь.
Подписав с центром договор, вы получите от него: выпуск ключа, годовую лицензию на его использование КриптоПро, носитель ключа Rutoken (внешне он напоминает флеш-карту). За дополнительные деньги – можно расширить число ЭТП, на которых он действует.
Число документов, которые нужно предоставить центру, отличается, если это организация, ИП или физическое лицо.
Для юридических лиц перечень таков:
— свежая выписка из ЕГРЮЛ, где есть вся информация о компании (иногда достаточно предоставления копии документа о постановке на учет в налоговой);
— копия документов, служащих подтверждением полномочий руководителя (приказ о назначении и т.п.);
— копии паспорта и СНИЛС лица, которое будет владельцем электронной подписи;
— заявление на изготовление сертификата.
Владельцем ЭЦП для электронных торгов обычно является руководитель компании, но вместо него эту роль может выполнять другое уполномоченное лицо. В таком случае требуется доверенность от руководителя компании.
Чтобы воспользоваться ЭЦП для электронных торгов, вам нужно подготовить рабочее место: установить ПО КриптоПРО, которое идет вместе с ключом, установить на ПК библиотеку Capicom, и настроить браузер для работы с подписью.
Чаще всего настройка рабочего места – это дополнительная услуга, которую также покупают у удостоверяющего центра.
Далее вам предстоит участвовать в электронном аукционе. Как это делать, читайте в нашем материале.