Обоснование закупки – это официальный документ-приложение к плану закупок и плану-графику. Оно составляется на этапе планирования и обеспечивает соответствие планируемой закупки и её цели.
Важно помнить, что при внесении изменений в план или план-график закупок изменения должны вноситься и в формы обоснования закупок.
Статья 18 44-ФЗ, регулирующая обоснование закупок, вступила в силу с 1 января 2016 года.
В обосновании Заказчик должен указать цель закупки, а именно название конкретного мероприятия государственной программы, функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятые согласно ст.19 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.
В таблице самого плана есть колонка “Цель осуществления закупки” – именно в ней отражается мероприятие муниципальной или государственной программы, в рамках которой учреждение проводит закупку. Кроме того, тут же указывается предполагаемый результат проведения мероприятия.
Также во время формирования плана-графика нужно обосновывать начальную стоимость контракта и метод определения подрядчика.
Сроки подготовки обоснования закупок устанавливаются следующим образом:
Правительство Российской Федерации устанавливает сроки для федеральных заказчиков.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта устанавливает сроки для заказчиков субъекта Российской Федерации.
Местная администрация — для муниципальных заказчиков.
Как написать обоснование закупки по 44-ФЗ
Графы форм обоснования планов и планов-графиков закупок заполняются заказчиком в свободной форме, но в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
При этом в качестве обязательного приложения к плану закупок будет выступать отдельный документ-обоснование в отношении каждого объекта закупок.
Обоснование закупок представляет собой таблицу, в которую по каждой отдельной закупке вносят следующие данные:
При составлении плана-графика необходимо внести данные по каждому объекту закупки в отдельное приложение к данному документу:
Дата утверждения обоснования закупок и дата утверждения плана закупок должны быть идентичны.
План закупок утверждается в течение десяти рабочих дней с момента доведения до муниципального/государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие/исполнение обязательств, об этом гласит бюджетное законодательство РФ.
Согласно Закону №44-ФЗ цели осуществления закупок могут заключаться в:
В случае осуществления закупки у единственного поставщика заказчику необходимо в соответствующем отчете объяснить причину, по которой конкурентные способы закупки не использовались, например:
Отчет нужно составить и утвердить еще до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована, однако обоснование закупки у единственного поставщика должно включать следующие сведения:
При необходимости следует указать ссылки на нормы, установленные на законодательном уровне.
Обоснование годового объема
При составлении обоснования закупок у единственного поставщика необходимо помнить о том, что закон разрешает приобретать у единственного поставщика товары на сумму не более ста тысяч рублей, однако совокупный годовой объем таких покупок (кроме закупок для нужд сельского поселения) не должен превышать 5 процентов от всех закупок и 50 миллионов рублей.
При этом для закупок в сфере науки, культуры, спорта и образования действует ограничение в 50% и 20 миллионов рублей соответственно.
Согласно Закону №44-ФЗ оценка обоснованности закупок производится в ходе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок.
По результатам контроля и аудита закупка может быть признана необоснованной.
В такой ситуации органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля выдают предписания о ликвидации выявленных нарушений законодательства и привлекают виновных лиц к соответствующей административной ответственности.
Таким образом, обоснование закупок - полноценный документ, которой дает возможность приобрести товары, работы или услуги в необходимом качестве и количестве. Именно этим обусловлено повышенное внимание к вопросу его правильного составления.